БИОС (v_l_s_p_d_s_t) wrote,
БИОС
v_l_s_p_d_s_t

Categories:

"Деликатесы", 1991, режиссеры Марк Каро, Жан-Пьер Жёне

delicatersen

Комедия-антиутопия. Недалекое будущее, видимо, после войны или какой-то глобальной технокатастрофы. Опустошенные, полуразрушенные кварталы французского городка. Основная проблема горожан – где бы достать еду, продукты питания стали драгоценностью, роскошью. Добропорядочные буржуа вынуждены есть друг друга – с соблюдением внешних приличий, тактично закрывая глаза на то, откуда владелец лавки мясных деликатесов – один из главных героев фильма – берёт говядину или «курочку». Даже если эта «курочка» днём раньше была любимой тёщей. Разумеется, в такой ситуации предпочтительнее пожертвовать случайным приезжим нежели кем-то из группы соседей. Вот почему новый квартирант мясника становится первым кандидатом на место в меню «добрых соседей». Тем более, что его угораздило влюбиться в дочь владельца лавки.

В целом, сюжет близок к классическому сказочному сюжету замещения старого «злого» царя новым, молодым «иванушкой-дурачком», выступающим в роли долгожданного и одновременно ненавидимого жениха дочер-«царевны». Дурачок демонстрирует магические способности (в данном случае подлинная магия заменяется на ловкость рук и всевозможную машинерию – ибо  волею случая новый квартирант оказывается по профессии артистом, настоящим фокусником). Есть несколько второстепенных сюжетных линий, связанных с другими постояльцами мясного ковчега (полусумасшедшая тётка, тщетно пытающаяся покончить жизнь самоубийством, и т.д.), есть ложный герой, отвергнутый жених, есть и «боги из машины» - какие-то невнятные подпольщики, обитающие в городской канализации.  В общем, персонажей много, они активно и бестолково взаимодействуют, при внимательном просмотре в глаза бросаются некоторые сюжетные несуразности. Например – почему «подпольщики» так истово ненавидят безобидного фокусника, что готовы, рискуя жизнью, пытаться выкрасть его с поверхности земли? Или, по сюжету, тётку-самоубийцу подталкивает к суициду сосед, используя для этого канализационную трубу как переговорное устройство.  Но сосед не видит тётку, у него нет «обратной связи», он не знает, когда тётка одна в квартире, когда она готовится к «ритуалу», и т.д. Неужто сосед сидит целыми днями в собственном клозете? Непохоже, он не один ведь живёт в квартире.

Ну, это мелкие придирки и нестыковки. В целом, фильм смотрится на одном дыхании, как и другие картины режиссера Жана-Пьера Жёне («Амели», «Город потерянных детей»). Традиционный для этого мастера французской некрокомедии, желто-коричневый общий тон, разруха и пристальное внимание к канализационной тематике. Традиционно присутствуют сложные механические устройства, псевдоживые  механизмы, крупным планом – искаженные гримасами и крупным фокусом  лица. Гримасы и возня утомляют - комедию лучше смотреть с некоторой дистанции. К персонажам может быть предъявлена одна общая претензия – все они, несмотря на постоянное декларирование голодного существования , выглядят вполне свежо и бодро. Особенно ходульно сделаны «подпольщики»: обитатели канализации  прекрасно экипированы и на редкость бестолковы.
Tags: Кинокритика
Subscribe

  • Троянки (1971, реж. М.Какояннис)

    Греческий режиссёр Михалис Какояннис прославился своей скрупулёзностью в кинопостановках по античным трагедиям. И в своём классе, конечно, не имеет…

  • Медея (1969 реж. Пьер Паоло Пазолини)

    Сюжет, первая половина которого, наверное, многим знакома с детства – аргонавты, поход за Золотым Руном в Колхиду, там Язон встретил Медею. Конец их…

  • Лучшее предложение (2012, реж. Джузеппе Торнаторе)

    Угораздило же меня посмотреть мелодраму! Вот что значит излишняя доверчивость ко всякого рода обзорам и рекомендациям. С главным героем ленты (его…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments